- РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ
РАЗМЕ́Р СТИХОТВО́РНЫЙ, форма стихотворного ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка. В силлабическом стихосложении Р. с. определяется числом слогов (8‑сложный стих, 11‑сложный стих), в тоническом числом ударений (3‑ударный стих, 4‑ударный стих), в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп (3‑стопный ямб, 4‑стопный дактиль); в последних обычно различаются понятия метр (определяющий ритмическое строение стиха, например ямб), Р. с. (определяющий длину стиха, например 4‑стопный ямб) и разновидность Р. с. (определяющая дополнительную специфику ритма, например 4‑стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями). Однако эта терминология еще не вполне установилась («метр» и «Р. с.» употребляются и как синонимы).
Различные Р. с. по-разному соотносятся с членением речи на синтагмы и колоны и, следовательно, с ее интонационным строением. Ближе всего совпадают со средним объемом речевого колона, допускают наиболее естественные и разнообразные интонации и поэтому наиболее употребительны в русской поэзии Р. с. с длиной строки в 89 слогов (4‑стопные хорей и ямб, 3‑стопные дактиль, анапест и амфибрахий); более короткие Р. с. звучат отрывисто, более длинные торжественно и плавно. Эти естественные особенности во взаимодействии с историко-литературными традициями определяют тяготение отдельных Р. с. к тем или иным жанрам и темам. В зависимости от популярности различных жанров и освоения различной тематики употребительность разных Р. с. в истории русской поэзии менялась. В силлабической поэзии XVIIXVIII вв. господствовали размеры одиннадцатисложник и тринадцатисложник. В силлабо-тонике XVIII в. господствовали 6‑стопный ямб, 4‑стопный ямб, вольный ямб и 4‑стопный хорей. В 1‑й половине XIX в. постепенно осваиваются 5‑стопный ямб и трехсложные размеры. Со 2‑й половины XIX в. около четверти всей лирики пишется 4‑стопным ямбом, четверть остальными ямбическими Р. с., четверть хореями, четверть 3‑сложными размерами. В XX в. в употребление входят дольник и другие чисто-тонические размеры, но основные пропорции групп остаются прежними.
М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.